
На семинаре присутствовали:
Минибаева А.К. – заведующая детским садом «Дубочек».
Заводская М.Г. – воспитатель подготовительной группы детского сада.
Семенова О.В. логопед детского сада и школы.
Бострикова Л.П. – директор школы.
Чиндяева С.Н. – зам. директора УВР, председатель ППк.
Осипова Н.Н. – руководитель МО учителей начальных классов.
Альдебенева В.А.- учитель 1 класса.
Семинар подготовила и провела педагог – психолог школы Самаркина О.С.
На протяжении многих лет в рамках преемственности педагог – психолог и учитель первого класса посещали открытые занятия в подготовительной группе детского сада. Отмечена продуктивная работа по подготовке детей к школе воспитателя Заводской М.Г.
В рамках преемственности детский сад представлял в школу следующие документы:
• Уровни готовности воспитанников детского сада к обучению в школе,
• Социальный паспорт семей воспитанников.
Но на протяжении целого ряда лет не решались ряд вопросов, которые бы способствовали более успешной адаптации первоклассников к обучению в начальной школе,
На данном семинаре педагог – психолог отметила, что в последнее время наблюдается рост числа детей с нарушениями в развитии, что требует организации дополнительной коррекционной помощи ребенку.
Педагог – психолог на семинаре осветила теоретические основы нарушений в развитии детей, таких как интеллектуальные нарушения, задержка психического развития, задержка психического и речевого развития, аутизм и расстройство аутистического спектра, детский церебральный паралич, СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности, различные виды нарушения речи, такие как задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, тяжелое недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, дисграфия.
Отметила, что в отечественной педагогике и психологии, медицине ставится задача ранней диагностики и ранней коррекции нарушений, что приводит к более эффективным результатам.
Так, к примеру, диагностику ЗПР необходимо проводить в период активного начала умственной деятельности – с 5-6 лет. По мнению врачей ЗПРР начинать лечить надо уже в 2-3 года и результат будет ощутимым; после 6 лет положительный результат в прогнозе будет у 2 детей из 1000, после 7 лет – еще ниже. И если к трем годам у ребенка не сформирована связна речь, то родителям и воспитателям надо насторожиться и принимать активные действия.
Самаркина О.С. отметила, что сензитивные периоды по развитию речи, мышления, внимания приходятся на дошкольное детство.
На семинаре был сделан социальный заказ детскому саду:
• Проводить диагностику нарушений развития ребенка в период дошкольного детства, определять воспитанникам через ЦПМПК статус ОВЗ, что даст возможность получать своевременное, специализированное медицинское лечение и раннюю коррекционную помощь специалистов - дефектологов. Зам. директора по УВР Чиндяева С.Н. сделала акцент на работе с родителями при присвоении статуса ОВЗ.
Тут Ольга Серафимовна привела данные, что в школу за последние 10 лет поступило из детского сада трое воспитанников с интеллектуальными нарушениями, два ребенка с ТНР, более 20 детей с ЗПР, которые не получали никакой коррекционной помощи на этапе ДОУ и пришли с устоявшимися дефектами, что делает коррекционно-развивающие занятия в школе уже недостаточно эффективными.
• В качестве преемственности передавать в школу проведенную работу с семьями СОП.
У детского сада больше возможностей – они ежедневно видят родителей, в каком они состоянии. Есть большая возможность для проведения профилактических бесед. Здесь было отмечено, что с одним из воспитанников детского сада, со слов родителей одногруппников, мама очень грубо обращалась. В данный момент ребенок – школьник очень агрессивен, конфликтен, происходит снижение успеваемости. В таких случаях не нужно игнорировать такое воспитание со стороны родителей, а принимать необходимые меры. В школу поступают семьи с уже устоявшимися проблемами.
• В школу поступают дети незрелые, не вполне готовые к школьному обучению. Воспитатель в устной форме рекомендует родителям оставить ребенка еще на один год в ДОУ, но родители не прислушиваются к рекомендациям. Как отметила педагог – психолог, неуспешность таких детей в обучении, незрелость высших психических функций приводит к тому, что такие дети чаще всего получают статус ОВЗ,
Администрация школы в лице директора Бостриковой Л.П., зам. директора УВР Чиндяевой С.Н. поделились опытом работы с родителями в данной ситуации через систему письменных уведомлений.
Как отметила зав. детским садом Минибаева А.К. в данное время в ДОУ двое воспитанников имеют статус ОВЗ.
Один из них был обследован по инициативе родителей, другой – по инициативе школы.
Специалисты школы выразили надежду на реализацию данного социального заказа в рамках преемственности.